Казачьи поселения Феодосийского уезда
Первые упоминания о казачьих набегах на Таврику через устье Днепра встречаются уже в путевых записях польского пана Мартина Броневского в 1573 году: на лодках, именуемых «чайки», через устье Днепра казаки Запорожской Сечи совершили нападение на невольничий рынок Карасубазара (Белогорска) и освободили около 100 пленников, среди которых были женщины, дети, старики и все — православные христиане.
Казачество было хорошо организованным и обученным войском, представлявшим реальную угрозу для Османской империи. Императрица Екатерина в 1775 году распускает Запорожскую Сечь, и казаки были вынуждены переселяться на новые места, в том числе и на земли присоединенного к Российской империи Крыма. С 1783 года на территории Крыма поселилось более 500 семей казаков. Многие из них поступили на службу в Таврический легкоконный полк, который был образован в 1785 году перед путешествием Екатерины в Крым. Командиром полка стал бригадный генерал Александр Иванович Шиц.
Вновь образовавшийся полк расквартировали в бывших ханских конюшнях близ греческого селения Изюмовка. Первоначально он состоял из 350 человек. Имение, где разместили полк, принадлежало генерал-поручику Владимиру Изюмскому. Ему также принадлежала деревня Карагёз (Первомайское).
Ханские конюшни представляли собой длинное прямоугольное здание со стойлами для лошадей и отдельный небольшой домик для обслуги. Источником водоснабжения служил Мартынов фонтан, проложенный греками из балки Дерин-Коле (длинная рука) еще в середине XVIII века. Рядом располагалась мечеть, построенная в 1663 году. Ее временно приспособили под полковую часовню.
В 1786 году стало известно о путешествии императрицы Екатерины по Таврической губернии. Высокая честь сопровождать коронованную особу выпала солдатам и гусарам Таврического легкоконного полка. Поездка продолжалась несколько месяцев, после этого отличившимся сопровождавшим были пожалованы земли по всей территории Крыма. Солдатам, отслужившим 25 лет, было предложено поселиться на опустевших землях Феодосийского уезда. Казаки, вступившие в полк, также получали земли и становились «вольноопределяющимися» с обязательной явкой на все военные сборы и с уплатой всех видов налогов в государственную казну.
Именно с этого момента в Феодосийском уезде и появились первые казачьи десятки, произошло это в 1789 году. Казаки поступали на службу в Феодосийский гарнизон по охране южных границ под командованием А. И. Дибич-Задунайского. Самое большое поселение было в селении Насыпкой (Насыпное) — 45 семей. В селах Ближняя и Дальняя Байбуга (Камыши) — 30 семей, Карагез (Первомайское) — 10 семей, Изюмовка — 15 семей, Кринички — 5 семей, Старый Крым — 10, Бакаташ — 10, Шахмурза — 5, Салы-Су (Грушевка) — 20, Ель-Бузлы (Переваловка) — 5, Орталан (Земляничное) — 15, Козы (Солнечная Долина) — 10, Ток-Лук (Богатовка) — 5, Коктебель — 15, Арматлук — 4, Топловка—2.
Первый этап формирования казачьих поселений завершился к 1823 году. Тогда же был образован Совет атаманов Феодосийского уезда при градоначальнике Феодосии. С 1824 до 1850 года продолжался 2-й этап формирования, была расширена география поселений: появились казачьи десятки в селении Османчик (Холодовка), Кызылташ (Краснокаменка), Бахчи-Эли (Богатое), Карачоли (Чернополье), Карасубазар (Белогорск). Общее количество семей достигло 700.
В Крымской войне 1853-1856 годов принимали участие казачьи отряды Сурожской, Феодосийской, Насыпновской, Отузской, Старокрымской общин в количестве 1800 человек. Их имена увековечены на стенах храма Николая Чудотворца на Северной стороне Севастополя. Погибло более 1200 человек. Многие награждены орденами и медалями царского двора. Сурожская казачья община получила икону Божьей Матери «Азовская» от императора Александра III.
Казачьи общины входили в состав церковно-приходских советов, принимали напосредственное участие в содержании и строительстве православных храмов. На средства общин содержался Успенский собор и церковь Александра Невского в Старом Крыму, часовня Николая Чудотворца в селе Изюмовка, храм Архистратига Михаила в селении Владиславовка, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» в селении Насыпное, Казанский и Иверский храмы в Феодосии, церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селении Салы-Су (Грушевка), церковь Константина и Елены в селении Чернополье, храм пророка Илии в деревне Козы (Солнечная Долина), церковь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Судак, часовня Иоанна Предтечи в селении Ток-Лук (Богатовка).
Ежегодно проходили военно-полевые сборы близ селения Таракташ и деревни Шахмурза. В 1913 году казачьи десятки Судака сопровождали и охраняли последнего российского императора Николая II во время его визита к князю Л. С. Галицыну. Тогда Сурожскому казачеству была пожалована Казанская икона Божией Матери.
Накануне Первой мировой войны (1914-1918гг.) казачья община Феодосийского уезда насчитывала 3,5 тыс. человек. В регулярную Русскую армию поступило 1800. Семьям ушедших на фронт казаков оказывалась посильная помощь, а вдовам и осиротевшим детям предоставлялись льготы на обучение. Октябрьская революция нанесла сильный удар по казачеству уезда и Крыма в целом.
На Карантине, в лесу около села Лесное (Суук-Су), на мысе Меганом было расстреляно около 5 тысяч казаков и членов их семей. Часть оставшихся казаков была репрессирована или расстреляна позже, другие ради спасения семей стали простыми мирянами.
В 1955 г. вышел Указ О снятии ограничений с немцев, находящихся на спец поселении Указ о реабилитации немцев вышел только в 1964 году. Лишь в 1972 году было снято ограничение в выборе места жительства.